История железнодорожного транспорта России. Т. I: 1836—1917 гг.— СПб., 1994. — 336 с.
В книге отражены исторические и экономические предпосылки возникновения железных дорог общего пользования, изложена история их становления и развития в период 1836—1917 гг., в границах России того времени.
Приведены анализ и обобщение отечественного опыта поколений ученых и инженеров путей сообщения по проектированию, сооружению и эксплуатации железных дорог. Освещены творческие связи российских и иностранных специалистов в области транспорта
Показаны эволюция технических средств железнодорожного транспорта, его роль в развитии экономики, освоении новых районов и природных богатств страны, отражены социальные особенности труда и быта железнодорожных рабочих и строителей.
Книга предназначена для работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства, преподавателей и студентов транспортных учебных заведений, а также для всех интересующихся историей России и ее железных дорог.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие …………………………………………………….. 4
Раздел I. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИИ
Глава 1. Пути сообщения России накануне строительства железных дорог общего пользования
1.1. Сухопутные и водные пути сообщения……………………11
1.2. Образование государственных структур управления коммуникациями. Ведомство, Корпус н Институт Корпуса инженеров путей сообщения………………………………..17
1.3. Проектирование и строительство шоссейной магистрали Петербург—Новгород—Москва. Создание отечественной школы строителей путей сообщения ………………..21
1.4. Применение рельсовых дорог в промышленности и строительстве………………….24
Глава 2. Первая в России железная дорога общего пользования Петербург—Царское Село—Павловск
2.1. Экономические и исторические предпосылки строительства железных дорог общего пользования……………….28
2.2. Проектирование и строительство Царскосельской железной дороги………………..32
2.3. Открытие Царскосельской железной дороги………………..38
2.4. Техника, эксплуатация и экономика дороги…………………..39
2.5. Передача Царскосельской дороги новым владельцам и ее реконструкция……….42
2.6. Царскосельская дорога как опытный полигон транспортного строительства. Ее влияние на культурную жизнь столицы …………………. 43
Глава 3. Железнодорожная магистраль Петербург—Москва
3.1. Технико-экономический поиск оптимальных видов путей сообщения. Разработка предварительного проекта магистрали Петербург—Москва…………………..48
3.2. Изыскания и проектирование магистрали…………………..53
3.3. Организация строительства дороги …………………….54
3.4. Основные характеристики магистрали…………………..59
3.5. Организация эксплуатационной работы и технического обслуживания дороги ………..64
Глава 4. Первые планы создания сети железных дорог России и их практическое осуществление
4.1. Социально-экономические предпосылки создания сети железных дорог в центре страны. Строительство Петербурго-Варшавской линии …………………….. 68
4.2. Строительство железнодорожных линий на рубеже 60-х годов. Создание Главного общества российских железных дорог…………………………………. 76
4.3. Новый план развития железнодорожной сети. Начало строительства магистрали Москва—Курск…………… 85
4.4. Зарождение и развитие службы военных сообщений и железнодорожных войск…………………… 87
Раздел II. ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Глава 5. Строительство и эксплуатация железных дорог. Учреждение Министерства путей сообщения
5.1. Организация Министерства путей сообщения. Первый подъем железнодорожного строительства (1865—1875) ………………… 93
5.2. Усиление роли предпринимательства и частного капитала в сооружении и эксплуатации железных дорог……………….. 95
5.3. Сооружение новых железных дорог в центре страны, на подходах к Уралу, Сибири и Средней Азии. Строительство Закаспийской магистрали ………………… 98
5.4. Узкоколейные железные дороги…………………………………… 104
Глава 6. Эксплуатация и экономика российских железных дорог. Станции и узлы
6.1. Организация перевозок. Первые Устав и Правила технической эксплуатации железных дорог…………………. 106
6.2. Экономика железных дорог……………………. 111
6.3. Станции и узлы …………………… 113
Глава 7. Подготовка специалистов путей сообщения. Формирование отраслевой науки
7.1. Истоки инженерно-технического образования в России. Петербургский институт инженеров путей сообщения ……………………….120
7.2. Учреждение Московского инженерного училища МПС. Преобразование его в Институт инженеров путей сообщения ………………….127
7.3. Подготовка специалистов среднего звена…………………..131
7.4. Формирование отраслевой науки. Императорское русское техническое общество …………………132
7.5. Становление и развитие библиотечного дела на железнодорожном транспорте ………..135
7.6. Музей железнодорожного транспорта…………………..138
Раздел III. ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ НА РУБЕЖЕ XIX — XX ВЕКОВ И В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Глава 8. Великий Сибирский путь
8.1. Предпроектные разработки по строительству железных дорог в Сибири и на Дальнем Востоке…………145
8.2. Вклад ученых и инженеров в предпроектное обоснование строительства Великого Сибирского пути ……………147
8.3. Технические условия проектирования и организация изысканий Транссиба ……….149
8.4. Структура управления строительством Великого Сибирского пути. Поэтапное развертывание строительных работ …………………..150
8.5. Строительство новых подходов из Петербурга и Москвы к Транссибирской магистрали……………………161
Глава 9. Строительство вторых путей на линии Омск—Карымская с переустройством ее горных участков
9.1. Поиски способов увеличения пропускной способности Транссиба………… 163
9.2. Особенности проектирования и строительства вторых путей на Транссибе ………..166
Глава 10. Изыскания, проектирование и строительство Амурской железной дороги
10.1. Выбор направления линии…………………………171
10.2. Особенности строительства Амурской магистрали ………………………..173
10.3. Проектирование и сооружение моста через Амур у Хабаровска. Ввод магистрали в эксплуатацию ……..175
10.4. Влияние Транссиба на развитие экономики и культуры ……………………177
Глава 11. Строительство железных дорог на Кавказе, в Средней Азин, на Урале и в Донбассе. Дальнейшее развитие железнодорожной сети
11.1. Строительство подходов к Закавказской и Закаспийской железным дорогам ……….181
11.2. Строительство железнодорожных линий на Урале и в Донбассе…………. 185
11.3. Развитие железных дорог в западном, восточном и центральном регионах ………189
Глава 12. Строительство Мурманской железной дороги
12.1. Возникновение идеи транспортного освоения Заполярья. Особенности проектирования Мурманской магистрали ………………….. 194
12.2. Организация строительства магистрали………………………… 196
Глава 13. Перевозочная работа железных дорог в годы русско-японской и первой мировой войн. Роль службы военных сообщений и железнодорожных войск
13.1. Железнодорожное обеспечение в русско-японской воине 1904— 1905 гг………203
13.2. Служба военных сообщений и железнодорожные войска в первой мировой копне ……..204
Раздел IV. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗОК И ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ, РАЗВИТИЕ НАУКИ. УЧАСТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ
Глава 14. Путь н путевое хозяйство. Организация строительства железных дорог
14.1. Земляное полотно и верхнее строение пути…………………………. 211
14.2. Стрелочные переводы …………………………..213
14.3. Путевое хозяйство…………………………217
14.4. Организация строительства железных дорог…………………….. 220
Глава 15. Мосты н тоннели
15.1. Первые железнодорожные мосты ………………………225
15.2. Отечественное мостостроение в период первого подъема железнодорожного строительства …………..228
15.3. Строительство железнодорожных мостов на рубеже XIX и XX веков………231
15.4. Использование железобетона прн строительстве мостов ……………..235
15.5. Тоннели…………………………….237
Глава 16. Подвижной состав железных дорог
16.1. Развитие отечественной паровозо- и вагоностроительной промышленности ………241
16.2. Паровозы ……………………………………………………243
16.3. Вагоны………………………………………………………247
16.4. Депо и главные мастерские дорог…………………………………250
Глава 17. Сигнализация, централизация, блокировка и связь
17.1. Сигнализация…………………………………………………253
17.2. Перегонные устройства СЦБ …………………………………….256
17.3. Станционные устройства СЦБ……………………………………260
17.4. Связь на железных дорогах ………………………………………262
Глава 18. Железнодорожные станции и узлы. Здания и технические сооружения
18.1. Станции н узлы ……………………………………………….268
18.2. Здания и технические сооружения…………………………………272
Глава 19. Эксплуатация и экономика железных дорог
19.1. Организация перевозок …………………………………………278
19.2. Регулирование вагонных парков…………………………………..280
19.3. Экономика железных дорог………………………………………283
Глава 20. Избранные страницы деятельности выдающихся ученых, инженеров и изобретателей в области транспорта. Перспективное видение развития отечественных железных дорог
20.1. Участие ученых и практиков в решении проблем железнодорожного транспорта ………………….288
20.2. Новые нден развития железнодорожного транспорта ………………….292
20.3. Планы перспективного развития сети железных дорог и подготовки инженерно-технических кадров ………………300
Глава 21. Зарождение патриотических традиций на транспорте. Социальные особенности труда и жизни железнодорожников. Их борьба за свои нрава
21.1. Под влиянием патриотических идей ……………………………… 302
21.2. Условия труда и быта железнодорожников ………………………….304
21.3. Борьба железнодорожников за свои права…………………………..306
Литература ……………………………………………………310
Приложения
1. Данные о вводе в эксплуатацию железных дорог России в 1837—1917 гг……..313
2. Руководители ведомства путей сообщения России (1798—1917 гг.) ………..321
3. Некоторые даты истории железнодорожного транспорта России ………….323
Именной указатель…………………………………………………326